Господин Квасс, как вы оцениваете позиции Shimadzu на рынке аналитического оборудования?
За более чем 130-летнюю историю Shimadzu прошла путь от локального разработчика лабораторных приборов до глобальной компании, одного из лидеров мирового рынка. Сегодня в корпорации работают более 10 тыс. человек, а годовой оборот составляет около 3 млрд. долл. Мы производим весь спектр аналитического оборудования для химических лабораторий. Это газовые и жидкостные хроматографы и хромато-масс-спектрометры, спектрофотометры, работающие в диапазоне от видимого света до рентгеновского и инфракрасного излучения, атомно-абсорбционные и флуоресцентные спектрометры, оборудование для элементного, термического и физико-механического анализа материалов, электронные микроскопы и многое другое. Компания располагает производственными предприятиями, исследователь-
скими центрами и представительствами во всех частях света.
В Европе Shimadzu работает уже около 45 лет. В структуру нашей штаб-квартиры в Дуйсбурге (Германия) входят демонстрационный и обучающий, а также сервисный и логистический центры. Штат Shimadzu Europa превышает 550 человек, у нас есть представительства в большинстве европейских стран, в том числе три офиса в России – в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке. Инсталляционная база устройств очень велика, например, в России эксплуатируется более 6 тыс. наших приборов.
Насколько важен для Shimadzu российский рынок и как строится работа компании в России?
Уже сейчас на долю российского рынка приходится значительная часть наших продаж, причем он имеет большой потенциал для развития. Если во многих европейских странах рынок насыщен и значительного роста ожидать не приходится, то в России спрос на аналитическое оборудование сформировался далеко не во всех сегментах. Пока большинство наших проектов связаны с поставками оборудования для лабораторий вузов и научно-исследовательских институтов.Но мы видим хорошие перспективы и в коммерческом секторе, в частности, в фармацевтике, а также в области контроля качества и безопасности продуктов питания и напитков. Есть основания предполагать, что через некоторое время наш бизнес в России будет расти такими же высокими темпами, как, например, в Китае.
Работа на российском рынке ведется через дистрибьюторов. В частности, нас связывают многолетние партнерские отношения с компанией "Элемент". Дистрибьюторы располагают собственными сервисными подразделениями, демонстрационными лабораториями, оказывают сервисные и консультационные услуги. Их специалисты сертифицированы Shimadzu и регулярно проходят переподготовку. В сотрудничестве с дистрибьюторами мы реализуем единую политику комплексной поддержки пользователей, то есть не просто продаем приборы, а обеспечиваем решение задач, которые стоят перед нашими заказчиками. Важнейшая составляющая таких решений – качественная поддержка пользователей, как на стадии установки оборудования, так и в течение всего срока гарантийного и послегарантийного обслуживания. Даже если тот или иной прибор снят с производства, мы продолжаем полноценно поддерживать его пользователей в течение семи лет.
Предоставляется ли методологическая помощь пользователям оборудования Shimadzu?
Безусловно. Квалифицированные методологи есть и в штате Shimadzu, и у компаний-дистрибьюторов. Это сотрудники с многолетним опытом работы на том или ином аналитическом оборудовании, многие из них имеют ученые степени. Как и сервисные инженеры, они проходят обучение в Дуйсбурге и в Японии на заводах и в лабораториях Shimadzu. Если мы располагаем готовой методикой, то передаем ее пользователю; или предлагаем помощь в разработке новой методики, ее тестировании, апробации. Следует оговориться, что под методикой может пониматься как детально проработанный формальный документ, который в некоторых случаях должен быть утвержден контролирующими организациями, так и более общие подходы к решению определенных задач аналитической химии, – по сути, это руководства по применению. Какой тип методики необходим пользователю – зависит от конкретной ситуации.
Аналитические техноло-
гии и методы измерений динамично развиваются, на каких наиболее перспективных направления концентрируется компания Shimadzu?
Мы видим будущее в направлениях масс-спектрометрии, биохимии, биотехнологий и комбинирования масс-спектрометрических и биотехнологических приборов. Интересно сочетание масс-спектрометрии с микроскопией – у нас есть новые разработки в этой области, и в ближайшее время на европейском и российском рынках будет представлен новый прибор. Еще одна тенденция – со-
единение масс-спектрометрии с хроматографией, в частности, так называемой быстрой хроматографией.
Для российского рынка наибольший интерес представляют газовые и жидкостные хромато-масс-спектрометры с квадрупольными детекторами. К сожалению, пока лишь немногие организации могут позволить себе приобретение наиболее точных и высокотехнологичных приборов, например с технологией MALDI. Основные причины – недостаток средств и квалифицированных кадров.
Насколько острыми являются кадровые и финансовые проблемы? С какими еще сложностями вы сталкиваетесь на российском рынке?
Нестабильное финансирование многих российских исследовательских и учебных лабораторий не позволяет им своевременно обновлять оборудование и привлекать квалифицированные кадры. До-
вольно распространена ситуация, когда сегодня есть деньги на оборудование, но нет на специалистов, а завтра финансирование сокращается, и средств не хватает даже на покупку расходных материалов и оплату сервисного обслуживания. В европейских лабораториях такие проблемы встречаются очень редко.
Еще один фактор – недостаток информации общенаучного и общеметодологического характера. Пока российские пользователи в среднем уступают по уровню навыков и знаний европейским коллегам. Чтобы решить эту проблему, мы совместно с дистрибьюторами развиваем интернет-ресурсы, публикуем статьи и другие методические материалы, например, выпустили практическое руководство по жидкостной хроматографии, написанное совместно с одним из известных российских специалистов.
Возвращаясь к кадровому вопросу, приходится констатировать, что найти квалифицированного сотрудника сложно даже нашим представительствам и дистрибьюторам, хотя мы можем предложить хорошие условия и высокий уровень заработной платы. Лабораториям российских вузов и научно-исследовательских институтов решить эту проблему еще труднее. Тем не менее, мы стараемся исправить ситуацию. В вузах, с которыми установились долгосрочные партнерские отношения, Shimadzu Europa выплачивает молодым ученым специальную стипендию, причем в ряде случаев часть затрат берут на себя дистрибьюторы.
Еще одной специфической российской проблемой является очень жесткое таможенное законодательство. Сейчас оформление поставок комплектующих и расходных материалов неоправданно усложнено, также трудно вывезти однажды ввезенный прибор, например, чтобы в нашей немецкой лаборатории разработать на нем методику. Если вступление России в ВТО будет способствовать решению этих проблем, то и мы, и российские пользователи оборудования Shimadzu сможем работать более эффективно.
Как часто следует обновлять аналитическое оборудование, чтобы лаборатория соответствовала современным требованиям?
В динамично развивающихся областях, например в масс-спектрометрии, – не реже, чем каждые пять лет. Конечно, возникает противоречие: с одной стороны, оборудование Shimadzu исключительно надежно и может эксплуатироваться десятки лет – примеров этому мы видели множество. С другой стороны, в среднем через пять лет прибор морально устаревает. В этой ситуации необходимо объяснять руководителям, выделяющим средства на модернизацию, что, хотя прибор работоспособен, его необходимо заменить на современный. Несколько упрощает проблему то, что наши измерительные системы строятся по модульному принципу и мы стремимся к тому, чтобы приборы нового поколения были совместимы с блоками старых серий. Поэтому в сложных измерительных комплексах модернизации подлежат только отдельных модули.
Каковы планы Shimadzu по развитию бизнеса в России?
Работа ведется в нескольких направлениях. Сотрудничество с российскими университетами, о котором я уже немного рассказывал, развивается в разных областях. Например, мы помогли Дальневосточному федеральному университету установить связи с университетом Осаки в Японии и Дортмундским университетом в Германии для совместной реализации научных проектов. Также мы планируем привлекать к нашим исследованиям российских ученых – сейчас разрабатываются два таких проекта, но о подробностях пока говорить рано.
В коммерческом секторе мы видим хорошие перспективы на фармацевтическом рынке. До последнего времени крупнейшие мировые корпорации не имели значительных производственных мощностей в России, но сейчас ситуация меняется – приобретаются уже действующие предприятия, строятся новые заводы. Наше оборудование и методики используются в лабораториях на головных предприятиях многих фармацевтических групп, например, Teva и Novartis, поэтому мы рассчитываем на продолжение сотрудничества и на российском рынке.
Важнейшим условием для успешного развития бизнеса Shimadzu в России является активная работа дистрибьюторов. Мы рады, что компания "Элемент", сотрудничество с которой начиналось на Урале и в Сибири, вышла на рынок Москвы и Центральной России. Уверен, что открытие нового московского офиса компании "Элемент" будет способствовать техническому перевооружению российских лабораторий, что является важным условием для развития науки и инновационных отраслей экономики.
Спасибо за интересный
рассказ.
С Ю.Квассом беседовали
Д.Гудилин и И.Шахнович
За более чем 130-летнюю историю Shimadzu прошла путь от локального разработчика лабораторных приборов до глобальной компании, одного из лидеров мирового рынка. Сегодня в корпорации работают более 10 тыс. человек, а годовой оборот составляет около 3 млрд. долл. Мы производим весь спектр аналитического оборудования для химических лабораторий. Это газовые и жидкостные хроматографы и хромато-масс-спектрометры, спектрофотометры, работающие в диапазоне от видимого света до рентгеновского и инфракрасного излучения, атомно-абсорбционные и флуоресцентные спектрометры, оборудование для элементного, термического и физико-механического анализа материалов, электронные микроскопы и многое другое. Компания располагает производственными предприятиями, исследователь-
скими центрами и представительствами во всех частях света.
В Европе Shimadzu работает уже около 45 лет. В структуру нашей штаб-квартиры в Дуйсбурге (Германия) входят демонстрационный и обучающий, а также сервисный и логистический центры. Штат Shimadzu Europa превышает 550 человек, у нас есть представительства в большинстве европейских стран, в том числе три офиса в России – в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке. Инсталляционная база устройств очень велика, например, в России эксплуатируется более 6 тыс. наших приборов.
Насколько важен для Shimadzu российский рынок и как строится работа компании в России?
Уже сейчас на долю российского рынка приходится значительная часть наших продаж, причем он имеет большой потенциал для развития. Если во многих европейских странах рынок насыщен и значительного роста ожидать не приходится, то в России спрос на аналитическое оборудование сформировался далеко не во всех сегментах. Пока большинство наших проектов связаны с поставками оборудования для лабораторий вузов и научно-исследовательских институтов.Но мы видим хорошие перспективы и в коммерческом секторе, в частности, в фармацевтике, а также в области контроля качества и безопасности продуктов питания и напитков. Есть основания предполагать, что через некоторое время наш бизнес в России будет расти такими же высокими темпами, как, например, в Китае.
Работа на российском рынке ведется через дистрибьюторов. В частности, нас связывают многолетние партнерские отношения с компанией "Элемент". Дистрибьюторы располагают собственными сервисными подразделениями, демонстрационными лабораториями, оказывают сервисные и консультационные услуги. Их специалисты сертифицированы Shimadzu и регулярно проходят переподготовку. В сотрудничестве с дистрибьюторами мы реализуем единую политику комплексной поддержки пользователей, то есть не просто продаем приборы, а обеспечиваем решение задач, которые стоят перед нашими заказчиками. Важнейшая составляющая таких решений – качественная поддержка пользователей, как на стадии установки оборудования, так и в течение всего срока гарантийного и послегарантийного обслуживания. Даже если тот или иной прибор снят с производства, мы продолжаем полноценно поддерживать его пользователей в течение семи лет.
Предоставляется ли методологическая помощь пользователям оборудования Shimadzu?
Безусловно. Квалифицированные методологи есть и в штате Shimadzu, и у компаний-дистрибьюторов. Это сотрудники с многолетним опытом работы на том или ином аналитическом оборудовании, многие из них имеют ученые степени. Как и сервисные инженеры, они проходят обучение в Дуйсбурге и в Японии на заводах и в лабораториях Shimadzu. Если мы располагаем готовой методикой, то передаем ее пользователю; или предлагаем помощь в разработке новой методики, ее тестировании, апробации. Следует оговориться, что под методикой может пониматься как детально проработанный формальный документ, который в некоторых случаях должен быть утвержден контролирующими организациями, так и более общие подходы к решению определенных задач аналитической химии, – по сути, это руководства по применению. Какой тип методики необходим пользователю – зависит от конкретной ситуации.
Аналитические техноло-
гии и методы измерений динамично развиваются, на каких наиболее перспективных направления концентрируется компания Shimadzu?
Мы видим будущее в направлениях масс-спектрометрии, биохимии, биотехнологий и комбинирования масс-спектрометрических и биотехнологических приборов. Интересно сочетание масс-спектрометрии с микроскопией – у нас есть новые разработки в этой области, и в ближайшее время на европейском и российском рынках будет представлен новый прибор. Еще одна тенденция – со-
единение масс-спектрометрии с хроматографией, в частности, так называемой быстрой хроматографией.
Для российского рынка наибольший интерес представляют газовые и жидкостные хромато-масс-спектрометры с квадрупольными детекторами. К сожалению, пока лишь немногие организации могут позволить себе приобретение наиболее точных и высокотехнологичных приборов, например с технологией MALDI. Основные причины – недостаток средств и квалифицированных кадров.
Насколько острыми являются кадровые и финансовые проблемы? С какими еще сложностями вы сталкиваетесь на российском рынке?
Нестабильное финансирование многих российских исследовательских и учебных лабораторий не позволяет им своевременно обновлять оборудование и привлекать квалифицированные кадры. До-
вольно распространена ситуация, когда сегодня есть деньги на оборудование, но нет на специалистов, а завтра финансирование сокращается, и средств не хватает даже на покупку расходных материалов и оплату сервисного обслуживания. В европейских лабораториях такие проблемы встречаются очень редко.
Еще один фактор – недостаток информации общенаучного и общеметодологического характера. Пока российские пользователи в среднем уступают по уровню навыков и знаний европейским коллегам. Чтобы решить эту проблему, мы совместно с дистрибьюторами развиваем интернет-ресурсы, публикуем статьи и другие методические материалы, например, выпустили практическое руководство по жидкостной хроматографии, написанное совместно с одним из известных российских специалистов.
Возвращаясь к кадровому вопросу, приходится констатировать, что найти квалифицированного сотрудника сложно даже нашим представительствам и дистрибьюторам, хотя мы можем предложить хорошие условия и высокий уровень заработной платы. Лабораториям российских вузов и научно-исследовательских институтов решить эту проблему еще труднее. Тем не менее, мы стараемся исправить ситуацию. В вузах, с которыми установились долгосрочные партнерские отношения, Shimadzu Europa выплачивает молодым ученым специальную стипендию, причем в ряде случаев часть затрат берут на себя дистрибьюторы.
Еще одной специфической российской проблемой является очень жесткое таможенное законодательство. Сейчас оформление поставок комплектующих и расходных материалов неоправданно усложнено, также трудно вывезти однажды ввезенный прибор, например, чтобы в нашей немецкой лаборатории разработать на нем методику. Если вступление России в ВТО будет способствовать решению этих проблем, то и мы, и российские пользователи оборудования Shimadzu сможем работать более эффективно.
Как часто следует обновлять аналитическое оборудование, чтобы лаборатория соответствовала современным требованиям?
В динамично развивающихся областях, например в масс-спектрометрии, – не реже, чем каждые пять лет. Конечно, возникает противоречие: с одной стороны, оборудование Shimadzu исключительно надежно и может эксплуатироваться десятки лет – примеров этому мы видели множество. С другой стороны, в среднем через пять лет прибор морально устаревает. В этой ситуации необходимо объяснять руководителям, выделяющим средства на модернизацию, что, хотя прибор работоспособен, его необходимо заменить на современный. Несколько упрощает проблему то, что наши измерительные системы строятся по модульному принципу и мы стремимся к тому, чтобы приборы нового поколения были совместимы с блоками старых серий. Поэтому в сложных измерительных комплексах модернизации подлежат только отдельных модули.
Каковы планы Shimadzu по развитию бизнеса в России?
Работа ведется в нескольких направлениях. Сотрудничество с российскими университетами, о котором я уже немного рассказывал, развивается в разных областях. Например, мы помогли Дальневосточному федеральному университету установить связи с университетом Осаки в Японии и Дортмундским университетом в Германии для совместной реализации научных проектов. Также мы планируем привлекать к нашим исследованиям российских ученых – сейчас разрабатываются два таких проекта, но о подробностях пока говорить рано.
В коммерческом секторе мы видим хорошие перспективы на фармацевтическом рынке. До последнего времени крупнейшие мировые корпорации не имели значительных производственных мощностей в России, но сейчас ситуация меняется – приобретаются уже действующие предприятия, строятся новые заводы. Наше оборудование и методики используются в лабораториях на головных предприятиях многих фармацевтических групп, например, Teva и Novartis, поэтому мы рассчитываем на продолжение сотрудничества и на российском рынке.
Важнейшим условием для успешного развития бизнеса Shimadzu в России является активная работа дистрибьюторов. Мы рады, что компания "Элемент", сотрудничество с которой начиналось на Урале и в Сибири, вышла на рынок Москвы и Центральной России. Уверен, что открытие нового московского офиса компании "Элемент" будет способствовать техническому перевооружению российских лабораторий, что является важным условием для развития науки и инновационных отраслей экономики.
Спасибо за интересный
рассказ.
С Ю.Квассом беседовали
Д.Гудилин и И.Шахнович
Отзывы читателей