Выпуск #2/2019
И. А. Янкелевич
Наша основная задача – интеграция науки, образования и бизнеса
Наша основная задача – интеграция науки, образования и бизнеса
Просмотры: 2102
Рассказывает Ирина Алексеевна Янкелевич,
директор Научно-образовательного центра молекулярных и клеточных технологий ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России
29 января 2019 года на базе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) состоялось открытие современного научно-образовательного центра молекулярных и клеточных технологий (НОЦ МКТ), оснащенного передовым оборудованием международного уровня. Биотехнология – одна из самых динамично развивающихся отраслей и науки, и производства. Исследования и разработки в этой области очень перспективны и востребованы в фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и др. О целях создания центра, оборудовании, направлениях работы, планах сотрудничества с коллегами из других образовательных, научных и коммерческих организаций мы поговорили с директором Научно-образовательного центра молекулярных и клеточных технологий Ириной Алексеевной Янкелевич.
Уважаемая Ирина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения центра. По чьей инициативе он был создан?
Идея формирования практических научно-образовательных центров для нашего Университета не нова. У нас достаточно давно активно работают ориентированные на практический результат специализированные учебно-исследовательские подразделения и регулярно открываются новые. Стремление студентов, аспирантов и научно-педагогического состава СПХФУ идти в ногу со временем и развиваться вместе со сферой наук о жизни подтолкнуло руководство на вполне логичный шаг – создание многофункционального центра для решения современных задач в области биомедицины и биотехнологии.
Какие задачи стоят перед центром? Какие исследования планируется проводить? В каких проектах он будет задействован?
Среди основных задач можно выделить реализацию концепции интеграции науки, образования и бизнеса. Кроме того, одно из важнейших направлений работы научно-образовательного центра – актуализация образовательных программ Университета для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, курсов дополнительного профессионального образования. Также мы надеемся, что внедрение новых методологий центра повысит научный потенциал нашего Университета.
В наших планах – работа в тесном партнерстве с отечественными и зарубежными научными и образовательными организациями, ведение открытого диалога с представителями отрасли, учет их запросов и включение в научные проекты, ориентированные на потребности производства.
В чем заключается образовательная миссия центра? В каких формах будет проходить работа со школьниками, студентами, слушателями ФПК?
Мы работаем в интенсивно развивающейся отрасли. Поэтому образовательная миссия центра состоит в том, чтобы идти в ногу с современной индустрией и прививать учащимся передовые и актуальные знания и навыки, которые позволят им в будущем стать востребованными специалистами. Учитывая объем информации, находящейся сегодня в открытом доступе, наша задача – не только доступно преподнести обучающимся знания, но и научить их грамотно пользоваться информацией, а также осуществлять ее поиск.
Какая работа для центра приоритетна: научно-исследовательская, учебно-образовательная или коммерческая?
На мой взгляд, все виды деятельности должны быть связаны и нельзя отдавать приоритет какой-либо из них. Необходимо обучать студентов на конкретных практических задачах, привлекать к научной работе, ориентировать исследовательские проекты не только на получение новых фундаментальных знаний, что, безусловно, очень важно, но и внедрять разработки на практике. Поэтому важно не выделять что-то одно, а пытаться извлечь максимальную пользу для каждого из этих направлений путем их взаимодействия.
Расскажите о материально-технической базе центра.
Материально-техническая база центра позволяет вести научную деятельность в области молекулярной биологии, используя ключевые методы анализа биополимеров. В лаборатории центра проводятся качественный и количественный анализ белков и нуклеиновых кислот, для чего применяется современный комплекс приборов для постановки одно- и двумерного электрофорезов, а также наноспектрофотометр Implen. Исследование по определению уровня экспрессии генов, а также генотипированию проводят с использованием планшетного амплификатора CFX 96 производства компании Bio-Rad, одного из наиболее популярных приборов в международной практике. В центре предусмотрены боксы для манипуляций с прокариотическими и эукариотическими продуцентами, оборудованные всем необходимым для работы в аспетических условиях и поддержания оптимального микроклимата для культивирования. Счетчик клеток и инвертированный флуоресцентный микроскоп позволяют проводить подсчет клеток и визуализировать морфологически важные клеточные структуры. Парк оборудования научно-образовательного центра собран для решения целого ряда фундаментальных и прикладных задач биомедицины и биотехнологии.
Расскажите об оборудовании центра. Какие компании его предоставили?
Часть оборудования закуплена на средства, выделенные Министерством здравоохранения на формирование приборного парка Университета. Также стоит отметить, что СПХФУ состоит в партнерских отношениях c международным производителем фармацевтического и лабораторно-промышленного оборудования – концерном Sartorius. В рамках этого сотрудничества в центре открыта практическая лаборатория Sartorius, в которой представлено передовое биотехнологическое оборудование, используемое на различных стадиях биотехнологического процесса: система тангенциальной фильтрации Sartoflow Smart, ферментер BIOSTAT A, макет производства сред Lonza, высокопроизводительный автоматизированный биореактор – ambr 250 modular. Оснащение лаборатории подходит как для научно-исследовательской работы, так и для контроля качества получаемых продуктов: механические дозаторы серий Proline Plus и Tacta, электронные дозаторы Picus и Picus NxT, система очистки воды arium comfort I. Отмечу также весоизмерительное оборудование Sartorius, которое можно применять и на производстве и для контроля качества фармацевтической лаборатории. Особого внимания заслуживают модульные лабораторные весы серии Cubis, новый анализатор влажности MA160 и гиревая продукция российского предприятия «Сартогосм».
Кроме того, в оснащении общелабораторным и специальным оборудованием для анализа белковых соединений центру помогла одна из ведущих отечественных биотехнологических компаний – «Биокад».
Планируется ли совместная работа с коллегами из российских и зарубежных научных организаций?
Да, конечно. Наука – это область, в которой невозможно эффективно работать без международных взаимодействий. Для достижения действительно значимых результатов в той или иной области науки необходимо быть не только в курсе результатов изысканий коллег всего мира, но также формировать коллективы высокопрофессиональных специалистов, компетентных в достаточно узких специфических темах и обладающих опытом использования соответствующих методик. На данный момент наш центр занимается развитием сотрудничества с научными центрами и университетами Финляндии, США и Канады.
Как будет строиться взаимодействие с партнерами из учебных, научных и коммерческих организаций?
Работа в коллаборации – это в первую очередь возможность реализации сложных научных проектов. На сегодняшний день, почти любой научный проект требует участия специалистов из разных областей, формирования междисциплинарных команд от различных организаций. Взаимодействие приводит к плодотворным результатам, когда каждая из сторон привносит свои профессиональные компетенции, а материально-техническая база расширяется за счет площадок каждого из партнеров. Безусловно, очень полезно привлекать специалистов других учреждений и к образовательной деятельности, например, к чтению отдельных узкопрофильных лекций или спецкурсов. Мы открыты для такого сотрудничества.
Приведу пример плодотворной совместной работы: наш центр, как представитель старейшей российской фармацевтической школы, успешно сочетающей в себе исторические традиции и современные подходы в науке и образовании, и немецкий биотехнологический концерн с мировым именем Sartorius объединили усилия для реализации государственной стратегии развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.
Расскажите, пожалуйста, о персонале центра.
Коллектив нашего центра достаточно молодой. В составе штата – аспиранты и молодые ученые разного профиля. Ввиду большого интереса к работе научно-образовательного центра со стороны студентов, мы надеемся, что в обозримом будущем наша команда пополнится талантливыми и целеустремленными молодыми учеными и преподавателями.
Каковы ваши ближайшие и перспективные планы?
Процесс формирования нового подразделения, ведущего свою деятельность в научной и образовательной областях – не тривиальная и трудоемкая задача. Введение в рабочий режим оборудования и отработка методик, формирование и методическое сопровождение новых образовательных курсов, запуск научных проектов и решение инфраструктурных и организационно-административных вопросов – все это на начальном этапе требует значительного времени и усилий от коллектива центра. Поэтому ближайшие наши задачи – это в первую очередь выход центра на режим стабильной и надежной работы в основополагающих процессах. При этом мы стараемся думать на перспективу и уже сейчас закладываем основу для будущего развития – ведем переговоры о новых совместных проектах с коллегами, планируем траектории развития для уже действующих, проводим обучающие семинары для студентов научного студенческого общества, а также разрабатываем новые образовательные программы.
Спасибо за интересный рассказ.
С И. А. Янкелевич беседовали
В. В. Родченкова и О. А. Лаврентьева
директор Научно-образовательного центра молекулярных и клеточных технологий ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России
29 января 2019 года на базе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) состоялось открытие современного научно-образовательного центра молекулярных и клеточных технологий (НОЦ МКТ), оснащенного передовым оборудованием международного уровня. Биотехнология – одна из самых динамично развивающихся отраслей и науки, и производства. Исследования и разработки в этой области очень перспективны и востребованы в фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и др. О целях создания центра, оборудовании, направлениях работы, планах сотрудничества с коллегами из других образовательных, научных и коммерческих организаций мы поговорили с директором Научно-образовательного центра молекулярных и клеточных технологий Ириной Алексеевной Янкелевич.
Уважаемая Ирина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения центра. По чьей инициативе он был создан?
Идея формирования практических научно-образовательных центров для нашего Университета не нова. У нас достаточно давно активно работают ориентированные на практический результат специализированные учебно-исследовательские подразделения и регулярно открываются новые. Стремление студентов, аспирантов и научно-педагогического состава СПХФУ идти в ногу со временем и развиваться вместе со сферой наук о жизни подтолкнуло руководство на вполне логичный шаг – создание многофункционального центра для решения современных задач в области биомедицины и биотехнологии.
Какие задачи стоят перед центром? Какие исследования планируется проводить? В каких проектах он будет задействован?
Среди основных задач можно выделить реализацию концепции интеграции науки, образования и бизнеса. Кроме того, одно из важнейших направлений работы научно-образовательного центра – актуализация образовательных программ Университета для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, курсов дополнительного профессионального образования. Также мы надеемся, что внедрение новых методологий центра повысит научный потенциал нашего Университета.
В наших планах – работа в тесном партнерстве с отечественными и зарубежными научными и образовательными организациями, ведение открытого диалога с представителями отрасли, учет их запросов и включение в научные проекты, ориентированные на потребности производства.
В чем заключается образовательная миссия центра? В каких формах будет проходить работа со школьниками, студентами, слушателями ФПК?
Мы работаем в интенсивно развивающейся отрасли. Поэтому образовательная миссия центра состоит в том, чтобы идти в ногу с современной индустрией и прививать учащимся передовые и актуальные знания и навыки, которые позволят им в будущем стать востребованными специалистами. Учитывая объем информации, находящейся сегодня в открытом доступе, наша задача – не только доступно преподнести обучающимся знания, но и научить их грамотно пользоваться информацией, а также осуществлять ее поиск.
Какая работа для центра приоритетна: научно-исследовательская, учебно-образовательная или коммерческая?
На мой взгляд, все виды деятельности должны быть связаны и нельзя отдавать приоритет какой-либо из них. Необходимо обучать студентов на конкретных практических задачах, привлекать к научной работе, ориентировать исследовательские проекты не только на получение новых фундаментальных знаний, что, безусловно, очень важно, но и внедрять разработки на практике. Поэтому важно не выделять что-то одно, а пытаться извлечь максимальную пользу для каждого из этих направлений путем их взаимодействия.
Расскажите о материально-технической базе центра.
Материально-техническая база центра позволяет вести научную деятельность в области молекулярной биологии, используя ключевые методы анализа биополимеров. В лаборатории центра проводятся качественный и количественный анализ белков и нуклеиновых кислот, для чего применяется современный комплекс приборов для постановки одно- и двумерного электрофорезов, а также наноспектрофотометр Implen. Исследование по определению уровня экспрессии генов, а также генотипированию проводят с использованием планшетного амплификатора CFX 96 производства компании Bio-Rad, одного из наиболее популярных приборов в международной практике. В центре предусмотрены боксы для манипуляций с прокариотическими и эукариотическими продуцентами, оборудованные всем необходимым для работы в аспетических условиях и поддержания оптимального микроклимата для культивирования. Счетчик клеток и инвертированный флуоресцентный микроскоп позволяют проводить подсчет клеток и визуализировать морфологически важные клеточные структуры. Парк оборудования научно-образовательного центра собран для решения целого ряда фундаментальных и прикладных задач биомедицины и биотехнологии.
Расскажите об оборудовании центра. Какие компании его предоставили?
Часть оборудования закуплена на средства, выделенные Министерством здравоохранения на формирование приборного парка Университета. Также стоит отметить, что СПХФУ состоит в партнерских отношениях c международным производителем фармацевтического и лабораторно-промышленного оборудования – концерном Sartorius. В рамках этого сотрудничества в центре открыта практическая лаборатория Sartorius, в которой представлено передовое биотехнологическое оборудование, используемое на различных стадиях биотехнологического процесса: система тангенциальной фильтрации Sartoflow Smart, ферментер BIOSTAT A, макет производства сред Lonza, высокопроизводительный автоматизированный биореактор – ambr 250 modular. Оснащение лаборатории подходит как для научно-исследовательской работы, так и для контроля качества получаемых продуктов: механические дозаторы серий Proline Plus и Tacta, электронные дозаторы Picus и Picus NxT, система очистки воды arium comfort I. Отмечу также весоизмерительное оборудование Sartorius, которое можно применять и на производстве и для контроля качества фармацевтической лаборатории. Особого внимания заслуживают модульные лабораторные весы серии Cubis, новый анализатор влажности MA160 и гиревая продукция российского предприятия «Сартогосм».
Кроме того, в оснащении общелабораторным и специальным оборудованием для анализа белковых соединений центру помогла одна из ведущих отечественных биотехнологических компаний – «Биокад».
Планируется ли совместная работа с коллегами из российских и зарубежных научных организаций?
Да, конечно. Наука – это область, в которой невозможно эффективно работать без международных взаимодействий. Для достижения действительно значимых результатов в той или иной области науки необходимо быть не только в курсе результатов изысканий коллег всего мира, но также формировать коллективы высокопрофессиональных специалистов, компетентных в достаточно узких специфических темах и обладающих опытом использования соответствующих методик. На данный момент наш центр занимается развитием сотрудничества с научными центрами и университетами Финляндии, США и Канады.
Как будет строиться взаимодействие с партнерами из учебных, научных и коммерческих организаций?
Работа в коллаборации – это в первую очередь возможность реализации сложных научных проектов. На сегодняшний день, почти любой научный проект требует участия специалистов из разных областей, формирования междисциплинарных команд от различных организаций. Взаимодействие приводит к плодотворным результатам, когда каждая из сторон привносит свои профессиональные компетенции, а материально-техническая база расширяется за счет площадок каждого из партнеров. Безусловно, очень полезно привлекать специалистов других учреждений и к образовательной деятельности, например, к чтению отдельных узкопрофильных лекций или спецкурсов. Мы открыты для такого сотрудничества.
Приведу пример плодотворной совместной работы: наш центр, как представитель старейшей российской фармацевтической школы, успешно сочетающей в себе исторические традиции и современные подходы в науке и образовании, и немецкий биотехнологический концерн с мировым именем Sartorius объединили усилия для реализации государственной стратегии развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.
Расскажите, пожалуйста, о персонале центра.
Коллектив нашего центра достаточно молодой. В составе штата – аспиранты и молодые ученые разного профиля. Ввиду большого интереса к работе научно-образовательного центра со стороны студентов, мы надеемся, что в обозримом будущем наша команда пополнится талантливыми и целеустремленными молодыми учеными и преподавателями.
Каковы ваши ближайшие и перспективные планы?
Процесс формирования нового подразделения, ведущего свою деятельность в научной и образовательной областях – не тривиальная и трудоемкая задача. Введение в рабочий режим оборудования и отработка методик, формирование и методическое сопровождение новых образовательных курсов, запуск научных проектов и решение инфраструктурных и организационно-административных вопросов – все это на начальном этапе требует значительного времени и усилий от коллектива центра. Поэтому ближайшие наши задачи – это в первую очередь выход центра на режим стабильной и надежной работы в основополагающих процессах. При этом мы стараемся думать на перспективу и уже сейчас закладываем основу для будущего развития – ведем переговоры о новых совместных проектах с коллегами, планируем траектории развития для уже действующих, проводим обучающие семинары для студентов научного студенческого общества, а также разрабатываем новые образовательные программы.
Спасибо за интересный рассказ.
С И. А. Янкелевич беседовали
В. В. Родченкова и О. А. Лаврентьева
Отзывы читателей